Первый день в провинциальном джазовом Воронеже

День примирения и согласия совпал в Воронеже с праздником джаза. И это был долгожданный праздник, судя по тому, что зал филармонии заполнился целиком вместе с приставными стульями, пусть даже зал был мест на 750. Маловато все-таки помещение для подобных мероприятий. Публика была почти вся уже примелькавшаяся, знакомая: закоренелые ценители джаза солидного возраста и пылко увлекающаяся молодежь.

Фестиваль "Джазовая провинция" проходит уже девятый раз под директорством Леонида Винцкевича и патронажем Никиты Михалкова. Организаторы устроили два концерта, дав таким образов сыграть музыкантам качественную программу, а зрителям насладится музыкой без усталости от шестичасового наслоения разнообразных номеров, как это было в прошлом году. Да, не прогадало руководство: все выложились по полной программе, представили себя публике с разных сторон.

В первый день концерт начался с несколько затянутого вступления, подогревающего интерес слушателей (или испытывающего их терпение). Ведущие - заслуженный деятель искусств РФ Владимир Фейертаг и музыкальный критик Юрий Верменич - боролись за микрофон, рассказывая об истории фестиваля, коллективов, инструментов. Ну вот, угомонились, и началось собственно действо.

Концерт открывал "WIB Quartet". WIB, возможно, потому, что руководитель коллектива играет на виброфоне. Это почти то же, что ксилофон: ударами палочек извлекаются легкие, негромкие звуки, похожие на звон колокольчиков. Сергей Чернышов одиннадцать лет прожил в Сирии и Мексике, работая музыкальным редактором на телеканале "Ацтека", делая аранжировки для различных ансамблей, и занимаясь преподавательской деятельностью в Университете Мехико. Он привез довольно эклектичную музыку собственного сочинения, смешивающую джаз с латинскими и восточными ритмами. Да и сами по себе номера были разными по темпу и характеру: медленная баллада, нечто зажигательно-танцевальное, прозрачные импровизации и композиция с название "Восточный орнамент" - не приторная интерпретация арабских "сказок", но все же стильная вещь. Виброфон давал солировать, такой же легкой электрогитаре - Игорь Золотухин, ударным - Виктор Ипанешников и басу - Дмитрий Ли. В общем, приятное, увлекательное начало.

После перерыва на сцену вышел коллектив "Зеленая волна" под руководством профессора РАМ им. Гнесиных Александра Осейчука. Он - приверженец чистоты жанра, так что программа соответствующая, состоящая из стандартов и, опять таки, собственных сочинений, среди которых было одно с очень смешным названием - "Кот Тимофей и его английская сестренка". Веселая, заводная мелодия. Вместе с солистом добротный джазовый саунд составляли Владимир Нестеренко (фортепьяно), Евгений Печников (контрабас) и Алексей Кравцов (ударные). Позже к ним присоединилась вокалистка - уроженка Воронежа Карина Кожевникова. Сейчас она живет в Москве, весьма популярна и любима. У нее насыщенный, чисто джазовый голос, не изобилующий тягучими блюзовыми нотами, как у американок Ив Корнелиус или Эвилин Уайт, которые приезжали в прошлые годы. Вокал Карины эффектно сочетался с саксофоном Осейчука. Они вторили друг другу и, вместе с тем, соревновались. В отличии от предыдущих музыкантов, соратники Осейчука солировали как-то громко, буйно. Солировали в непосредственном понимании слова "соло", опять же в сравнении с WIB Quartet'ом.

Все относительно. Аплодисменты заслужены вне относительности! В третьем отделении звучало нечто особенное. Ведущий объявил:"Эта музыка заряжена энергией. Надеюсь, вы тоже от нее зарядитесь, пусть даже это не совсем джаз". Это был совсем не джаз. Синтезатор и разнообразные этнические дудки и флейты изображали шум леса, пение и уханье птиц. Потом включились две акустических гитары, потом африканский барабан, гармонь… Мотивы бедуинских песен и богатые переливы в духе Gypsy Kings, классическая, виртуозная техника и самобытная непосредственность. После такого начинаешь по настоящему верить в искусство, в талант. Музыканты шутили, общались между собой знаками и словами, хлопали друг друга по плечу и заводили публику. Гитаристы по очереди покидали сцену, а возвращение одного из них (лидера) согруппники ознаменовали имитацией звуков поезда. Ох, как он лихо барабанил на своем инструменте! Был ещё забавный эпизод с гонгом-тазиком, который клавишник особо торжественно поднес к микрофону на дальнем конце сцены, только чтобы ударить один раз в конце композиции. у группы был почти рок-н-ролльный драйв, видно было, что игра доставляет самим музыкантам величайшее наслаждение. По окончании концерта зрители встали не только чтобы выйти, но и выразить свой восторг. Тут же в одно мгновение были раскуплены диски сего замечательного коллектива в составе Ивана Смирнова (лид-гитара), Михаила Смирнова (клавишные, перкуссия, гармонь), Дмитрия Сафонова (ритм-гитара) и Сергея Клевенского (духовые), те более, программка фестиваля гласила, что "записи сохраняют непосредственность исполнения, импровизации и живого общения со зрителем". Эти имена стоит запомнить.

Вот так закончился первый день праздника, который показал, что умеют в России играть.

08.11.04

Сайт управляется системой uCoz